• История витража
  • История мозаики

Немного про искусство витража

Само по себе слово «витраж» происходит родом от французского слова [vitre], что в переводе означает «оконное стекло». К настоящему моменту витражи – это далеко не простое оконное стекло, а целая самостоятельная разновидность монументального декоративно-прикладного искусства, используемая как украшение интерьера и экстерьера наших домов, офисов, общественных зданий и объектов, а также церквей и соборов. Один из самых старых витражей был найден в церкви Святого Павла в Великобритании. Этот витраж датируется примерно 687 годом н.э. Стоит заметить, что витраж – это наследие далеко не только европейцев. Очень долгое время окна остекляли слюдой и разными камнями. Само же стекло впервые появилось у древних египтян и древней Месопотамии около 4500 лет до н.э., и было практически непрозрачным.

Позже европейцы научились делать прозрачное стекло. Поскольку стекло тогда было очень кривое – небольших размеров и неоднородное, – то вставлять его в большие окна было очень сложно. Тогда придумали делать остекление из небольших кусочков стекла, скрепляя их между собой алебастровым каркасом, а позже – профилем, изготовленным из свинца или меди. Кстати, арабы до сих пор используют в своих витражах технику скрепления стекла с помощью алебастровых конструкций. Такие витражи – большая редкость и очень радуют глаз необычным подходом к цветам и принципу сборки витража. В Европе первопроходцем была католическая церковь, которая поняла, насколько эмоциональный эффект для прихожан имеет проходящий сквозь цветное витражное стекло солнечный свет. Однажды во время археологических раскопок в 1930 г. были найдены три витражных элемента с ликом Иисуса Христа и крестообразным нимбом. Экспертиза показала, что эти фрагменты датируются 540 годом нашей эры. А вот самыми древними из уцелевших считаются витражи, которые находятся в Аугсбургском соборе в Германии. В начале Романского периода в архитектурных элементах стало больше витражей. Основными местами, где они появились, были церковные соборы, где были толстенные стены и очень большие окна, которые и стали декорировать витражами. Вначале преобладала сугубо орнаментальная тематика в красных и синих тонах. Позднее мастера стали усложнять свои работы, прибегая к более мелким деталям и изображениям человеческих фигур.

Позже в витражи стали включать текстовые фрагменты из Библии, в которых описывались деяния святых, а также Христа. Классическая техника сформировалась в XI веке в Европе. В летописи монаха Теофила в 1100 году был описан процесс изготовления витражей. Сейчас он практически не изменился, если брать классическую технику витража. Начинается все с варки стекла из песка и добавки в него окиси разных металлов для получения разных цветов и оттенков. Стекло после такой варки получалось довольно неоднородное, что придавало неповторимость каждой витражной работе средневекового мастера. Затем фрагменты скреплялись между собой свинцовым двутавровым профилем. Высота витражей могла быть до семи метров. Поэтому конструкцию укрепляли металлом. Витраж из одного оконного проёма мог состоять, например, из многих сотен стеклянных элементов, все неповторимые и красочные, с наплывами и пузырьками воздуха внутри стекла. Некоторые элементы, например лица святых, дополнительно расписывались специальными красками и обжигались в печах для стойкости краски.

В эпоху Ренессанса витражи уже больше были похожи на целые пейзажные картины. Тут были люди и животные, растения и реки. Мастера пытались максимально реалистично передать рисунок в своих витражах. В славянский мир классический витраж попал намного позднее и использовался в основном в церквях, реже в домах вельмож и купцов.

В девятнадцатом веке сын известнейшего ювелира Чарльза Льюиса Луис Комфорт Тиффани стал специально добиваться художественной неоднородности в стекле. Также он придумал медную ленту-фольгу на восковом клею для обрамления стекла с последующей пайкой. За счет таких соединений витражи стали выходить более деликатными, с большим количеством очень мелких фрагментов, сложных линий. Появилась возможность собирать сложные объёмные витражные композиции, лампы, бра и т.д.. Так появилась техника «Тиффани», названная в честь величайшего дизайнера. Стоит заметить, что у нас техника «Тиффани» появилась относительно недавно – в конце 80-х, начале 90-х годов. Но многие наши художники знали про её существование и пытались её применять в своих работах раньше, или делать имитации витражей красками. Основная проблема была в том, что у нас не производилась медная самоклеющаяся фольга и качественное художественное стекло. В наше время техника «Тиффани» самый распространённый тип изготовления витража. Основные страны производители материалов для витражей: США, Германия, Польша и Китай, что не может сказываться и на стоимость готового материала.

История искусства мозаики

Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства. Мозаика сегодня живет, развивается и совершенствуется как по художественной выразительности и современному звучанию, так и по линии создания лучших составов грунтов (оснований набора) и разработок наиболее целесообразных технологических процессов ведения работ.

В настоящее время в нашей стране мозаикой выполняет подавляющее число произведений стенописи в архитектуре. И сегодня художественные возможности этой техники не исчерпаны, поиски ее художественного и технологического совершенствования продолжаются.

Древние римляне называли эту технику opus musivum — значит «сложенный из кусочков». В русский язык этот термин пришел из итальянского или французского языков, в которых он звучал как «mazaico» (ит.) и «mozai-que» (фр.)

Древнейший памяти мозаики, дошедший до нас, остатки орнаментального декора облицовки стен и полуколонн древнешумерского храма в городе Ур (IV тысячелетие до п. э.), выполненного из обожженных глиняных клиньев, основания которых были покрыты цветными глинами.

Мозаики из камней голышей (морская галька) в открытых двориках домов делали древние греки (V век до н. э.). Мастера эпохи эллинизма и древнеримские (IV век до н. э. - IV век н. э.) выкладывали мозаикой в основном из природных цветных (часто полудрагоценных) камней уже целые орнаментальные композиции и сюжетные вставки на полах и стенах дворцов и терм. В те времена довольно широкое использование в мозаиках находила и смальта (глушеное цветное стекло) — основной материал набора мозаик в последующие века и в наше время. Однако следует заметить, что цветное глушеное стекло знали еще древние египтяне (3200— 1200 гг. до н. э.), которые окрашивали его окислами металлов при варке и использовали для инкрустаций мебели и других предметов быта.

Небывалый расцвет переживает мозаика в Византии (IV—XV вв.), где смальтой выкладывают огромные площади, украшают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, создают целые ансамбли из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, как, например, в церквах Сан Вита те в Равенне (547), Успения в Никее (1065— 1067), Кахрие Джами в Константинополе (1316—1321) и других.

На землю Древней Руси мозаика пришла в X веке и в течение двух столетий ею украшали основные помещения храмов, например в церквах Святой Софии (1043—1046) и Архангела Михаила (1108—1113) в Киеве. В XVIII веке в России мозаику возродил М. В. Ломоносов, разработавший самостоятельно рецептуру варки смальты и построивший фабрику для ее изготовления, создавший из этого материала известную картину «Полтавская битва».

Большие работы по созданию мозаик в смальте велись во второй половине XIX — начале XX века в Исаакиевском соборе в Петербурге, велись непрерывно в течение 66 лет. За это время был создан ансамбль картин и орнаментов, отли-чающийся высоким мастерством.

В последней трети XIX века крупнейшие работы в мозаике были выполнены в ряде городов России: в Москве (храм Христа Спасителя), в Новгороде, Костроме, Чернигове и других.

Дальнейшее развитие мозаика получила уже в советское время при создании станций московского метрополитена в работах таких мастеров, как П. Д. Корин (мозаика кольцевой станции «Комсомольская»), А. А. Дейнека (мозаики станции «Маяковская» и «Новокузнецкая»), и других. Охотно и много работают в этой технике и современные художники-монументалисты. Многовековую сохранность мозаикам обеспечили материалы, из которых они создавались. Именно это их качество в сочетании с декоративностью, яркостью тонов, мерцанием поверхностей набора и заставляли обращаться к этой технике, не взирая на относительную трудоемкость как приготовления материала, так и выполнения самих работ (набора), не взирая на высокие затраты. Естественный камень, керамика (клинья, плитки, кубики и т. д.) и смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона в течение веков, иногда тысячелетий.

В современной архитектуре просматривается явная тенденция к возвращению традиций мозаичного искусства. Ведь мозаика не только создает уникальный интерьер, но и наделена удивительной долговечностью. Тысячелетняя традиция оживает в наши дни. Об этом свидетельствует возродившийся спрос, как от частных лиц, так и от государственных структур. Остается надеяться, что современные мастера сохранят и преумножат хрупкую, изящную но, тем не менее, живущую в веках красоту искусства мозаики.